Новости

Гомер Симпсон. Существует? Большая аналитическая статья

«Эффект Гомера Симпсона» существует и не дает человеку запоминать схожие события, уверяют британские ученые. Гомер Симпсон не является неврологом, но явно имеет некоторое представление о том, как работает мозг. В одном из эпизодов сериала культовый персонаж объяснил своей жене Мардж, почему он не видит смысла учиться: «Каждый раз, когда я учу что-то новое, это новое выталкивает старую информацию из моего мозга. Помнишь, как-то я пошел на курсы по изготовлению домашнего вина и забыл, как водить автомобиль?».
The first sketch of Homer strangling Bart, drawn in 1988


Команда британских ученых из Бирмингемского университета выяснила, что «эффект Гомера Симпсона» действительно существует. В работе, опубликованной в журнале Nature Neuroscience, исследователи выдвинули предположение, что акт запоминания новой информации может помешать человеку вспомнить схожие события или сделать воспоминания о них совершенно недоступными.

И если в 1994 году британские нейробиологи выяснили, что запоминание может привести к забыванию старой информации и что, возможно, это происходит из-за подавляющего сигнала из лобной коры, который «убивает» схожие воспоминания, то на протяжении последующих лет доказательства этому найти не удавалось.

Одна из причин заключается в том, что с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) сложно отличить друг от друга участки активности мозга, связанные с соответствующими воспоминаниями.
Homer's design has been revised several times over the course of the series.
Left to right:
Homer as he appeared in "Good Night" (1987), "Bathtime" (1989), and "Bart the Genius" (1990)


В рамках последнего исследования Мария Вимбер, автор проекта, и ее коллеги отобрали 24 здоровых волонтера, чья визуальная память тестировалась посредством следующего упражнения: участникам показывали слова, каждое из которых соотносилось с парой изображений. Например, слово «песок» было показано с изображением Мэрилин Монро, а затем с изображением шляпы. После этого исследователи сканировали мозг участников, выполняющих упражнение по восстановлению ассоциаций: они видели одно из продемонстрированных ранее слов и должны были соотнести его с первой картинкой, с которой у них ассоциируется это слово.

Ученые хотели отследить и сравнить изменения в памяти участников относительно тех изображений, которые их просили запомнить, и тех, что не просили.

Они предположили, что «сигнальные» слова будут активировать участки мозговой активности для обоих ассоциированных изображений и что процесс вспоминания одного изображения приведет к активации механизмов, которые подавляют память о «конкурирующем» изображении.

Для того чтобы это проверить, ученые просканировали мозг участников еще раз, демонстрируя им половину изображений, виденных ими ранее, перемешанных случайным образом с другими аналогичными изображениями. Таким образом, с помощью специально разработанного программного обеспечения для анализа данных фМРТ они сумели идентифицировать участки мозговой активности, отвечающие за те или иные вспоминаемые изображения.

Анализ данных, полученных в ходе сканирований, подтвердил прогнозы исследователей. В процессе вспоминания слова демонстрировались несколько раз, заставляя участников неоднократно вспоминать правильное изображение и усиливать эти воспоминания.

Затем исследователи обратили свой взор на префронтальную кору, части которой были определены в качестве вероятного источника механизма вертикального управления, который обнаруживает и подавляет «мешающие» воспоминания. В поддержку этой идеи они определили небольшую область вентролатеральной префронтальной коры, связанной с подавлением конкурирующих участков активности.

В ходе процесса вспоминания активность в этой зоне мозга постепенно снижалась при повторном показе напоминающих слов, по-видимому, потому, что воспоминания усиливались каждый раз, так что задача подавления конкурирующих воспоминаний становилась более простой.

Вимбер и ее коллеги говорят, что их выводы убедительно свидетельствуют о том, что процесс запоминания приводит к забыванию, подавляя активность мозга, кодирующую схожие воспоминания. Они считают, что это адаптивный механизм, который увеличивает вероятность того, что мы успешно кодируем и запоминаем только самую важную информацию. Вертикальный префронтальный контроль памяти, судя по всему, не работает при шизофрении и синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

© http://kondrateff.livejournal.com/415545.html